НЕ ДЕЛАЙТЕ РАБОТУ ЗА ДЕТЕЙ
Ребенок
пролил воду на пол – не спешите вытирать лужу, лучше напомните, где взять
бумажное полотенце или тряпку. Чтобы ребенок научился принимать решения и
делать выводы, родителям необходимо выработать привычку задавать ему наводящие
вопросы, а не давать указания и готовые алгоритмы.
Поощряйте
самостоятельную игру.
Пpедocтавте
детей самим себе, оставаясь наблюдателем. Это побудит их выдумывать игры,
воображаемые миры, нестандартный досуг. Позвольте детям скучать и не стремитесь
на каждое «мне скучно» предложить список развлечений. Иногда стоит сказать:
«Ну, так поскучай немного», как через пять минут они сами находят себе занятие.
Первая независимость ребенка – это независимость в игре.
Разрешайте
допускать ошибки
Вот
ребенок собирает свою первую схему конструктора. С высоты лет вы уверены, что
он непременно ошибется, пропустит важную деталь. Все-таки остановите свой порыв
вмешаться и собрать модель по всем правилам. Только ошибаясь и заблуждаясь,
дети учатся искать выход из сложных ситуаций и исправлять промахи. Вступайте,
когда помощь потребуется и вас о ней попросят. В остальных случаях гордитесь
словами «я – сам».
Хвалите
за проявленную инициативу
Дети
самостоятельно помыли посуду, вызвались накрыть на стол, впервые дотянулись до
турника, скатились с горки, на которую несколько лет боялись залезать, пришили
пуговицу к рубашке – порадуйтесь вместе с ними. Не указывайте на оставшуюся в
углах пыль и пришитую наперекосяк пуговицу, а непременно похвалите за желание
сделать что-то самостоятельно. Ребенок, хотя бы раз получивший похвалу и
почувствовавший собственную важность от того, что принес пользу, непременно
захочет испытать это ощущение еще раз.
Не
вмешивайтесь в каждый шаг
Детские
конфликты стоит держать в поле зрения, но предварительно дать участникам возможность решить их самим. Почувствуйте момент, когда необходимо вступить и
развести ссорящихся детей в разные стороны. Но если это словесная перепалка или
неумение поделить игрушки, позвольте детям справиться с ситуацией
самостоятельно, иначе кто-то из них всегда будет уповать на помощь взрослых и
манипулировать этим. Сейчас они учатся решать споры со сверстниками в простой
игре, во взрослой жизни этот опыт позволит им находить выход из конфликтных
ситуаций с коллегами, начальством, членами семьи.
Закрепляйте
домашние обязанности
Каждая
семья сама решает, что это будет: заправлять постель, мыть пол в своей комнате,
чистить аквариум – у ребенка должна быть своя зона ответственности и желательно,
чтобы взрослые не касались этих дел.
На
пути к тому, чтобы помочь детям стать независимыми может стоять родительская
занятость и спешка Проще одеть ребенка самому, чем ждать 10 минут, проще
заправить постель за него, потому что это будет аккуратно и так, как вам
нравится, и, конечно, вы намного быстрее, по сравнению с детьми, сделаете
бутерброд. Однако это тот случай, когда спешка играет плохую шутку: ребенку не
дают понять, что есть вещи, которые он способен делать сам и делать их отлично.
СОВЕТЫ
ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЯТИЛЕТНИХ МАЛЫШЕЙ
В
этой статье:
В
возрасте четырех лет малыши становятся более понятливыми, уступчивыми, более
мягкими, их чувства – более глубокими, а мысли – более сложными. У детей в
этом возрасте
обнаруживаются устойчивые симпатии и, соответственно, антипатии.
Они
дорожат вниманием и любовью своих родителей и близких им людей. Однако все это
может заметить не каждый родитель. Поэтому следует поинтересоваться темой
развития карапуза в информационных источниках. Мы предлагаем прямо сейчас
поговорить про воспитание детей 4-5 лет.
ДЕТСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ
Детки
очень стараются быть «хорошими», и в возрасте 4-5 лет особенно важно эти
старания использовать и закреплять, чтобы они превратились в привычку делать
добро. Очень важно в этот период научить детей делать хорошие поступки
правильно, то есть советуясь с
родителями. Это необходимо, чтобы детские инициативы вызывали
положительные эмоции у окружающих людей,
а значит, были радостны и для самого малыша.
Плохо,
когда ребенок, на его взгляд, сделал что-то хорошее, а родители за это ругают.
При частом повторении подобных ситуаций можно совершенно отбить у детей желание
помогать или радовать ближних. Для того чтобы поддержать и развить в крошках
желание заботиться, делать добро, родителям необходимо ненавязчиво советовать,
правильно направлять их инициативы, рассказывать детям разные истории с
правильными и поучительными примерами. А для этого необходимо общаться с
собственным чадом, находить время на совместные прогулки и беседы, получать
удовольствие от общества маленького человека с богатым внутренним миром и
неограниченными возможностями. Ведь вы их еще не ограничили своей
категоричностью и запретами?
Запасаемся терпением
Чем
еще отличается психология ребенка 4-5 лет от психологии детей более раннего
возраста? Какие советы родителям по воспитанию их малышей могут дать
специалисты, чтобы помочь вырастить людей, здоровых и морально, и физически?
Кроме любви и мудрости, для этого потребуется
огромное терпение! Вот ключевое качество, которое необходимо мамам и папам в
воспитании деток.
В
первую очередь терпение понадобится в отношении засыпания малышей четвертого
года жизни, вернее их нежелания засыпать в одиночестве. Дело в том, что в этом
возрасте у детей появляется обостренное чувство любви к родителям. Они хотят
находиться рядом с мамой, играть возле нее же или в шаговой доступности от нее,
даже если она в настоящий момент времени не взаимодействует с ними.
Попробуйте
выйти из комнаты, где находится ребенок, даже если он занят и, похоже, не
обращает на вас никакого внимания. Карапуз тут же оставит игру и пойдет вас
искать. По этой причине малыши 4-5 лет начинают бояться темноты. И если вы не
хотите подвергнуть риску нервную систему любимого чада и не хотите превратить
боязнь в болезнь, не уходите от него, пока он не уснет. А если ребенок
проснулся посреди ночи и заплакал или пришел к вам, не ругайте, а успокойте и
примите в свою постель или отведите назад в детскую и дождитесь, когда ребенок
заснет. Детская комната – мир малыша. Попробуйте
сделать его максимально безопасным и привлекательным.
Помните: так будет не
всегда, этот период закончится. Ваш любимый бутуз повзрослеет и уже не будет
бояться темноты. Все, что необходимо, – проявить терпение, любовь, понимание и
помочь пережить этот непростой промежуток жизни.
Хочу все знать
Чем
еще отличается психология детей возраста 4-5 лет? Активным развитием сферы
познания. Этот факт нужно использовать как можно полнее для развития мышления.
Именно сейчас малыши задают множество вопросов об окружающих их предметах и
явлениях. В их сознании начинают появляться и развиваться причинно-следственные
связи, которые следует правильно и
вовремя направлять. Так что поторопитесь ответить на все вопросы как можно
точнее и полнее. Не отмахивайтесь от своего «почемучки».
Дети
учатся делать выводы о проявлении различных положительных и отрицательных поступков,
которые они наблюдают в своем окружении. Это период, когда мама и папа могут
стать для ребенка «учителями жизни», если они, конечно, не переадресуют свое
любимое чадо к бабушке или дедушке, тете или дяде, а еще печальнее – если к
улице.
Малыши
четвертого-пятого года жизни задают много вопросов. Иногда они задают один и
тот же вопрос несколько раз в день. Не уставайте отвечать детям. Ваше
долготерпение вкупе с любовью воспитает и в ребенке соответствующие качества
характера, которые вернутся вам в умноженном
виде, когда уже вы будете задавать ему одни и те же вопросы по несколько раз,
но значительно позже.
Вопросы,
которые карапуз повторяет раз за разом, и полученные на них убедительные ответы
позволят ему лучше понять и усвоить услышанное. Ответы нужно давать правдивые и
развернутые. Если же вы достоверно не знаете того, о чем крошка вас спрашивает,
не бойтесь признаться в этом и пообещайте, что обязательно поищете ответ на его
вопрос в книгах или спросите у знающих людей, а потом обязательно расскажете.
Осознание
себя в обществе
Воспитание
ребенка 4-5 лет – очень важный и ответственный период жизни для родителей и для
самого малыша. Психология детская уделяет большое внимание этому этапу развития
личности, прежде всего потому, что именно в этом возрасте дети начинают
осознавать свое социальное положение в этом мире. Они понимают, что не являются
центром вселенной и их желания не являются первоочередными. Они впервые
сталкиваются с размышлениями о том, что нужно уступить, пожертвовать своим
благополучием ради ближнего.
В
этом возрасте у деток активно начинают формироваться такие важные качества
характера, как доброта и чуткость, отзывчивость и великодушие, чувство дружбы и
чувство долга. Поэтому важно уделить внимание воспитанию адекватного отношения
к обществу и окружающему миру. Оптимистичное восприятие жизни характерно для
этого периода жизни детей. Во все усложняющейся окружающей обстановке его необходимо поддерживать его и научить
малыша в любых трудных ситуациях искать выходы. Таким образом можно заложить
основы социально устойчивой ко всяким передрягам в обществе личности.
Хорошо
рассказывать крохе о правилах поведения в обществе, в детских коллективах, в
садике, в семье, на прогулке во дворе, в гостях, в общественных местах, в
транспорте. Но еще лучше, если вы будете подкреплять свои слова личным
примером: дети впитывают его гораздо быстрее, чем слова.
В
это время ребенок очень податлив, он может быть хорошим учеником,
следовательно, его можно быстро научить уступать место в транспорте старшим
людям, терпеливо ожидать своей очереди в играх или в магазине с мамой, делиться
игрушками или вкусной едой, отстаивать свои интересы и прислушиваться к
желаниям ближнего.
Как
стать другом своему чаду
Воспитание
у ребенка 4-5 года жизни дружелюбия – несложная задача, потому что дети очень
расположены дружить. Со всеми. Особенно – с родителями. Их психология позволяет
с радостью выслушивать советы старших и стараться следовать им. Этот период
жизни важно использовать для закладки основ долгосрочной дружбы со своим
крохой. Помните, что друзья не пугают, а любят, поэтому старайтесь наставлять
свое чадо через любовь. Даже если малыш не слушается вас, он все равно должен
чувствовать, что горячо любим родителями, вне зависимости от поведения и того,
сколько ему лет. Не допускайте в разговоре с ним раздражения. Совет Карлсона
очень уместен в этом отношении: «Спокойствие! Только спокойствие!». Только так
можно заложить фундамент доверия ребенка к родителям.
Не
нужно впадать и в другую крайность, стараясь исполнить все
желания детей. Так можно превратить чадо в маленького тирана. Если мама с папой
по каким-то причинам не могут выполнить желание чада, то обязательно должны
постараться объяснить ему, по какой именно причине: заняты, или не имеют
достаточно финансов, или считают, что выполнение его просьбы не принесет ему
блага или повредит другим. Детки в таком возрасте уже в состоянии понять
объяснения, поэтому не стоит лениться объяснять свои действия и поступки.
Помните:
дети учатся понимать все то, что делают взрослые. И от того, насколько умело
малышу объясняется отказ, зависит формирование правильного мышления ребенка.
Обязательно покажите крохе лучший выход или замену его желанию. А когда дитя
согласится уступить, обязательно похвалите его. Но не всегда стремитесь
настаивать на своем. Когда это возможно, исполните просьбу или желание малыша
даже с избытком – так вы научите его делать сюрпризы и дарить любовь другим
людям.
Семь
методов сотрудничества с ребенком по Джону Грею родителям
В
книге Джона Грэя «Дети с небес» автор перечисляет семь правил установления
сотрудничества родителей со своими детьми. Вот они:
1. Лучше
просить, а не приказывать или требовать. Стоит использовать следующие фразы:
«Принеси (сделай, скажи…), пожалуйста…»; «Будь добр, …» и т.д.
2.Не
задавайте вопросов, в которых уже звучит рекомендация к плохому поведению:
«Почему ты бьешь Петю?», «Зачем ты разбросал по
квартире игрушки?» и т.д.
3.Выражая
свои просьбы к ребенку, говорите конкретно, употребляя позитивные слова.
Например: «Дети, пожалуйста, ведите себя потише» вместо «Вы слишком шумите»;
«Умей подождать с ответом» вместо «Ты опять меня перебил».
4.Чтобы
кроха не сопротивлялся вашим разумным доводам, старайтесь не напоминать и не
повторять ему истины, которые он уже хорошо знает. Например, вместо объяснения
важности чистки зубов ненавязчиво предложите малышу: «Не почистишь ли ты
зубы?».
5.Пусть
ваши объяснения не станут лекциями: дети их плохо воспринимают и теряют желание
сотрудничать со взрослыми. Гораздо лучше, если вы будете побуждать свое чадо
задавать вам вопросы, прежде чем что-то сделать.
6.Не
делитесь с детьми своими негативными переживаниями, потому что они начинают
чувствовать свою ответственность за ваше настроение, которую еще не могут
понести в полной мере. Избегайте фраз типа: «Мне не нравится…» или «Ты очень
огорчил меня…».
7.Самое
лучшее слово для сотрудничества в этом возрасте – это слово «давай». Оно
укрепляет естественные связи между родителями и их детьми.
Любите,
цените и понимайте своего ребенка. Ведь вы уже были детьми, а они взрослыми –
еще нет. То есть у них нет вашего опыта. Позвольте им приобрести его по мере
взросления, а не с ваших слов, да еще в 4 или 5 лет. Для ребенка это
непосильная ноша.
Комментариев нет:
Отправить комментарий